МОСКВА, 13 сен - Новости. Выпускников по
специальностям в сфере туризма и гостеприимства в России готовит 181
вуз, при этом число занятых в туроператорских и турагентских компаниях
не превышает 40 тысяч человек, сообщил в четверг ректор Российского
государственного университета туризма и сервиса (РГУТиС) Александр
Федулин на пресс-конференции в РИА Новости, посвященной 60-летию вуза.
Занятость в сфере туризма
"В России существует несколько крупных
операторов и не очень развитая сеть турагентств, это маленькие компании.
По данным Росстата за 2011 год, в турбизнесе работают 40 тысяч человек.
В гостиницах - около 440 тысяч человек. При этом выпускников по
специальности "туризм и гостеприимство" готовит 181 вуз. Где-то это
группа студентов, где-то одна кафедра. В прошлом году туристические вузы
выпустили 13 тысяч выпускников, в том числе, 70% - с высшим
образованием. Где все они будут работать? В Москве и Санкт-Петербурге
еще можно найти работу. В остальных городах рынок маленький", -
рассказал он.
Федулин добавил, что по данным Всемирного совета по туризму, общая
занятость в сфере туризма в России составляет 900 тысяч человек или 1,3%
от работающего населения, тогда как среднемировой показатель занятости в
туризме - 3,3%. По подсчетам зарубежных специалистов, каждый пятый
выпускник школы в мире начинает трудовую деятельность с туристской
отрасли.
Глава Ростуризма Александр Радьков отметил, что ученики высших и
средних учебных заведений по специальности "туризм" с трудом
трудоустраиваются, потому что не востребованы бизнесом. По его словам,
программы слишком академичны, мало практики. А образование должно
соответствовать запросам и потребностям рынка.
Подготовка специалистов
"Большая часть проблем в сфере сервиса связана с падением общего
уровня культуры. Если мы говорим об обслуживании, воспитании престижа
профессии, подготовки кадров, надо начинать со школьного образования.
Когда к нам приходят студенты, они знают город, где живут, и еще две-три
точки на карте. Они не могут продавать туры, потому что не знают
географии, часовых поясов", - подчеркнул Федулин.
Он добавил, что советует абитуриентам собственного вуза выбирать
специальности в сфере гостиничного сервиса, так как для работы в
турагентстве, по его мнению, не нужно специальное образование.
"Менеджеру по продажам туров нужно уметь обращаться с компьютером,
знать географию и быть хорошим психологом. Образование, тем более
высшее, для этого не обязательно. В гостиничном сервисе работа более
перспективна и больше возможностей для самореализации", - сказал
эксперт, добавив, что, по его мнению, существует переизбыток подготовки
кадров с высшим образованием.
"Мы говорим о широкомасштабных спортивных
мероприятиях, которые предстоят в России, но забываем, что там не нужно
такое число специалистов с высшим образованием, несмотря на большое
число вводимых объектов. После проведения в России крупнейшего
мероприятия международного уровня - саммита АТЭС - необходимо
проанализировать его результаты с точки зрения подготовки кадров для
сферы гостеприимства и качества сервиса", - подчеркнул эксперт.
Федулин считает, что основное внимание в сфере подготовки кадров для
туризма нужно сконцентрировать на дополнительном образовании.
"Огромное число людей в регионах нуждаются в работе и не испорчены
новой системой школьного образования, то есть имеют кругозор для этой
работы", - сказал он.
РГУТиС в сентябре 2012 года отмечает свое 60-летие. В советское время
вуз занимался подготовкой персонала для сферы бытовых услуг. Сейчас это
одно из ведущих образовательных учреждений в сфере туризма и
гостеприимства. Студенты обучаются на шести факультетах - экономики,
гостиничного дела, туризма, художественно-прикладном (готовит
специалистов в сфере дизайна помещений гостиниц и ресторанов),
юридическом, сервиса (одна из новых специальностей - профессионалы для
работы в ТСЖ).
|